Деятельность ФПА Ка-Дар > Экспедиции ФПА Ка-Дар
Солнечное затмение 29 марта 2006 года
Александр Степура:
Вот уже утром на поезд. С собой берём следующие инструменты и аксессуары:
1. Телескоп MEADE LX200GPS 8”
2. Телескоп VIXEN ED103S
3. Ф/аппарат CANON EOS300D
4. Ф/аппарат CANON EOS350D
5. Ф/аппарат PENTAX MZ-6
6. В/камера VHS
7. В/камера mini-DV
Кроме вышеперечисленного, берём фотоштативы, пульты и тросики для фототехники, удлинители, автомобильный преобразователь и пр.
Дальнейшее развитие темы, очевидно, будет "с колёс", а закрою я её красочным рассказом (если вдохновение снизойдёт!) :)
Александр Степура:
Утро 29 марта выдалось изумительно ясным и солнечным. Из окна нашего номера очень чётко просматривались вершины Эльбруса, совершенно свободные от облаков. «Газель» прибыла в назначенное время, и мы выдвинулись из Кисловодска.
Кроме меня и Владимира, с нами поехали Вячеслав и Наталья Худяковы. «Вооружились» они биноклем, mini-DV видеокамерой и фотоаппаратом PENTAX *ist D с объективом 70-300мм
Ехать решили на ГАС, т.к. из Баксана не успевали вернуться к поезду.
Александр Степура:
Первые километры дороги на ГАС радовали нас хорошим асфальтом и ясным небом. Но, продвигаясь всё дальше и дальше, настроение у нас становилось всё хуже и хуже. Асфальт сменился весьма тряским и местами грязным грейдером. Но главная проблема заключалась в невесть откуда появляющихся на чистом небе облаках. И чем выше в горы мы поднимались, тем больше этих облаков становилось.
Вот за очередной горой показались купола ГАС, а вскоре и сама станция. Насколько нам удалось заметить, все павильоны с инструментами были открыты и возле них суетились люди. Астрономы готовились к грядущему событию, которого здесь не было с момента основания обсерватории. Мы остановились перед въездом на станцию, рядом с теми, кто приехал раньше нас. С этого места открывался великолепный вид на Эльбрус и часть Главного хребта. Одна за другой прибывали машины с туристами, желавшими увидеть затмение. Появилось телевидение. Мы начали выгружать оборудование.
Однако облака над нами совсем не собирались рассеиваться, а наоборот продолжали сгущаться. При этом они совершенно не меняли своего местоположения, чем, собственно, и отличались от своих равнинных собратьев. Риск «пролететь» всё возрастал, и я принял решение возвращаться. Побросав вещи в машину, на максимально возможной для такой дороги скорости мы поехали обратно. До начала затмения оставалось полтора часа.
Александр Степура:
За несколько километров от Кисловодска мы съехали на ровную обочину дороги и остановились. Облака остались далеко позади, и, похоже, не собирались к нам приближаться. До начала затмения оставалось 40 минут, и мы начали расставлять и настраивать технику. Владимир взял на себя работу с телескопом VIXEN ED103S, на котором закреплён фотоаппарат CANON EOS350D. На эту пару телескоп – аппарат мы возлагали особые надежды. Дело в том, что VIXEN имеет фокусное расстояние 795мм, и это позволяет получить снимки внутренних и средних частей солнечной короны. Я отвечал за работу MEADE LX200GPS 8” и фотоаппарата PENTAX MZ-6. При использовании редуктора фокуса к телескопу мы могли рассчитывать на получение снимков внутренней короны и протуберанцев.
Время шло. Мы закончили последние приготовления, и я установил на кавказской земле флаг научного центра «Ка-Дар». После этого нам оставалось только ждать. Владимир начал тестовую съёмку Солнца с целью определения оптимальной экспозиции для частных фаз затмения. Техника работала отлично.
Александр Степура:
Край Луны коснулся солнечного диска и затмение началось. По мере того, как Луна всё больше и больше надвигалась на Солнце, начала постепенно снижаться общая освещённость. К моменту, когда от солнечного диска остался узкий серп, заметно похолодало. К сожалению, в это время года ещё не было насекомых, птиц и прочей живности, и мы не могли наблюдать за их поведением.
И вот наступила последняя минута перед полной фазой. Я наблюдал в 12-кратный бинокль за тем, как последние фрагменты солнечного диска скрывались за лунным лимбом. Когда от солнечного серпа практически ничего не осталось, с телескопов были сняты фильтры и съёмка полной фазы солнечного затмения началась! Мельком взглянув на экран ноутбука, я увидел чётки Бейли, протуберанцы и внутреннюю корону. Но меня ждал MEADE с PENTAX MZ-6. Скинув фильтр с телескопа, я на несколько секунд просто замер, пораженный открывшейся картиной. На матовое стекло видоискателя фотоаппарата проецировалось чёрное солнце, от которого в разные стороны расходились жемчужно-голубоватые лучи короны. Возле самого лимба корона окрашивалась в розовый цвет, а в двух местах вздымались хромосферные протуберанцы. Только глаз способен охватить столь значительную градацию яркости открывшихся деталей, от бледных голубоватых лучей внешней короны до ярких протуберанцев и дуг во внутренней короне. Схватив спусковой тросик фотоаппарата, я за минуту отщёлкал всю плёнку с разными экспозициями.
Навигация
Перейти к полной версии