Обсерватории мира > Региональные обсерватории РФ и СНГ

Обсерватория в Алма-Ате на Каменском Плато, Казахстан

<< < (2/3) > >>

ctac:
"Three observatories marked on the second map are following: AFIF - the Institute staff, observatory and laboratories on Kamenskoe Plateau, TSHAO - Tyan-Shan observatory near Alma-Ata mountain peak, and ASSY - the Assy observatory  on Assy-Turgen plateau. "

The observatories in the mountain neighbourhoods of Alma-Ata city.
View of the observatory on Kamenskoe Plateau
Main building of Fessenkov Astrophysical Institute
http://planlab.tripod.com/index.html

ctac:
"В 1941 г , несмотря на начавшуюся войну, намеченные экспедиции ряда астрономов Москвы и Ленинграда в Алма-Ату для наблюдений полного солнечного затмения 21 сентября 1941 г все же состоялись. Алма-Ата фактически стала местом эвакуации многих ученых, работников искусства, некоторых промышленных предприятий. После войны не все астрономы вернулись на прежние места работы. Среди оставшихся жить и работать в Алма-Ате был и Г.А.Тихов, который совместно с рядом других ученых стал и основателем Академии наук Казахстана и одним из ее академиков, будучи уже членом-корреспондентом АН СССР. Благодаря усилиям академиков Г.А.Тихова и В.Г.Фесенкова, поддержанных первым президентом Академии наук Казахской ССР К.И.Сатпаевым, в Казахстане появилась и стала активно развиваться астрофизика, была создана серьезная наблюдательная база для разносторонних астрономических наблюдений. Для развития исследований по прогнозированию возможности существования жизни на других планетах солнечной системы при Академии наук Казахской ССР был организован Сектор астроботаники, возглавляемый Г.А.Тиховым. На обсерватории Тихова был установлен привезенный из Пулкова Бредихинский астрограф, а позднее - 20 см менисковый телескоп Максутова, удобный даже для экспедиционных работ и использовавшийся для фотографических и спектральных наблюдений Луны и планет, а в 1959-1961 гг и позднее в 70-е годы - для астроклиматических наблюдений при поисках места для строительства новой обсерватории. Наряду с инструментами для исследований звезд и Солнца в 1964 г (к сожалению, уже после кончины Тихова, последовавшей 25 января 1960 года) появился заказанный Г.А.Тиховым 70-см телескоп, спроектированный специально для наблюдений планет."
 http://www.peoples.ru/science/astronomy/tihov/

"Алма-атинская обсерватория Тихова, в которой Гавриил Андрианович работал последние годы своей жизни. "
http://sceptic-ratio.narod.ru/ko/astronomy-4.htm

ctac:
http://www.internetiya.kz/show_article.php?art_id=625 = Тейфель Виктор Германович
http://www.astrotop.ru/cgi/edit_sit1.cgi?ID=381 - автор сайта Victor G. Tejfel
http://www.iau.org/administration/membership/individual/2384/ = Victor G. Tejfel

Виктор Тейфель
"Америка запустила на Марс супераппарат, Казахстан запустил астрономию
Асель ТУЛЕГЕНОВА
12 августа американское космическое агентство НАСА наконец то смогло запустить космический аппарат "Марс орбитер" - самый крупный и совершенный космический аппарат, когда-либо посылавшийся к "красной планете". Аппарат должен выйти на орбиту Марса в марте будущего года, находиться на ней по меньшей мере четыре года, посылая на Землю разнообразную информацию о планете. Стоимость аппарата "Марс орбитер" - 720 миллионов долларов. Ну, а казахстанские астрономы жалуются, что правительство не может выделить им всего лишь несколько десятков тысяч долларов для научных работ. Оказывается, за Марсом наблюдать с территории Казахстана куда удобнее. Об удивительном звездочете – профессоре Викторе Тейфеле наш репортаж.

Астрономы живут в космическом ритме: словно питаясь энергией планет, они замедляют бег времени и остаются молодыми дольше обычных людей. Казахстанский астроном Виктор Тейфель – яркое тому подтверждение. Вряд ли случайный знакомый догадается, что ему уже 72 года. Виктор Германович своему возрасту не верит, и надеется прожить такую же долгую звездную жизнь, как и его учителя – великие астрофизики Василий Фесенков и Гавриил Тихов. Долгую жизнь Виктору Германовичу предсказали еще в юности, когда он только поступал на астрономию. Своими воспоминаниями профессор поделился с корреспондентом радио «Азаттык»:

- В 1950-м году я окончил школу и подался в Московский университет на астрономию. А мне говорят: «Вам еще нет 17 лет, нужно разрешение управления образования!». Ну разрешение мне дали, а чиновник, который там сидел, говорит: «Зачем вы идете на эту астрономию? Столько астрономов развелось, а умирать не хотят!»

Виктор Германович Тейфель попал в Алматы благодаря своему наставнику – Гавриилу Тихову. Поселился на Каменском плато, недалеко от обсерватории – работа и дом в двух шагах, в буквальном смысле. Профессор рад, что судьба привела его именно в этот город. Вот как Виктор Германович объясняет «особенность» Алматы:

- Наша обсерватория занимает особое место географически. Между Европой и Америкой есть большой долготно-временной разрыв, где почти нет обсерваторий. Мы как раз в середине этого разрыва, поэтому можем наблюдать те астрономические явления, которые недоступны европейским или американским обсерваториям. Например, мы наблюдали Марс в период Великого противостояния в 2003 году. Мы могли снимать те области Марса, которые недоступны американцам. Потому что Марс вращается вокруг свой оси как и Земля, но на 37 минут дольше. Поэтому к нам Марс поворачивается одной стороной, а через 12 часов к американцам он обращен другим полушарием.

За годы работы Виктор Германович становился свидетелем самых уникальных космических явлений: он видел полное затмение Солнца, кольца Сатурна, серебристые облака и полеты комет. Одно из самых запоминающихся явлений он описал в интервью радио «Азаттык»:

- В 1994 году произошло совершенно уникальное явление: комета Шумейкера -Леви столкнулась с Юпитером. Она уже приближалась к Юпитеру и развалилась на 22 куска. И они такой цепочкой один за другим шли. Это действительно была потрясающая картина.

Однако все чаще Тейфелю приходится говорить не о чудесах, что несет в себе космос, а о делах земных. Увы, зачастую эти разговоры не дарят ему приятных ощущений, ведь речь идет о забвении, в которое, по мнению Виктора Германовича, медленно, но верно погружается казахстанская фундаментальная наука. Профессор с сожалением рассказывает об уникальной обсерватории на Ассы-Тургеньском плато, которая сейчас просто перестала работать – на ее обслуживание нет денег. Современные казахстанские астрономы ведут свои наблюдения на приборах позавчерашнего дня, огорчается Виктор Германович:

- К телескопам нужна современная аппаратура – вы не глазом смотрите, ставите электронные приемники…. Эта аппаратура стоит дорого - десятки тысяч долларов. Но если бы государство не скупилось, то мы были бы на мировом уровне.

Только половину своего времени астрономы могут тратить на свою непосредственную работу – наблюдение за небом. После дел небесных нужно возвращаться к земным – написанию отчетов, заполнению и оформлению бумаг:

- Вся беда в том, что те, от кого зависит состояние науки – это чиновники, которые совершенно не понимают сущность науки. Науку нельзя делать реформами. Наука делается в лабораториях и институтах, а не в министерствах!

Но больше всего Виктора Германовича огорчает то, что в науку, которой он отдал полвека своей жизни, не хочет идти молодежь. Основная масса сотрудников Лаборатории физики Луны и планет, которой заведует профессор – энтузиасты, которые пришли в астрономию чуть позже, чем сам Тейфель. Неужели свои знания профессору будет некому передать? Виктор Германович старается смотреть на проблему объективно:

- Кто пойдет на нашу зарплату? Тем более - молодежь. Мой внук, который окончил географический факультет – еще в университете его зацапала какая-то фирма и он в несколько раз больше чем дедушка-профессор получает.

Виктор Тейфель не скрывает огорчения, что никто из его детей и внуков не пожелал продолжить дело его жизни. Впрочем, успокаивает себя он, надежда еще есть – у профессора подрастает правнук, который, возможно, предпочтет обычной, земной жизни - звездную…

Как истинный ученый, Виктор Германович рационален – он не верит астрологам, считая, что те спекулируют на общественном интересе к загадочной магии звезд. Он часто иронизирует над фантазией голливудских режиссеров, хотя всегда серьезно обсуждает астероидную опасность. Есть ли в жизни астронома место романтике, что видится обывателю? Вот как Виктор Германович отвечает на этот вопрос:

- Работа как любая работа, кстати не всегда легкая физически. Ночные наблюдения, особенно в зимнее время – тут особой романтикой не пахнет…

И все-таки, признается профессор, он часто поднимает глаза к звездному небу – без телескопических установок оно кажется ему особенно привлекательным…"
http://freeas.org/?nid=4835

"Наблюдая за мерцанием звезд

Мир отметил день рождения телескопа. Считается, что 3 декабря 1621 года Галилей впервые посмотрел на небо через зрительную трубу - прототип сегодняшнего телескопа. В Алматы находится одна из трех казахстанских обсерваторий. В ней работают известные ученые, такие как Виктор Тейфель - астрофизик с 50-летним стажем. Один из предметов его изучения - серебристые облака.

Сюжет:подводка к ТЕЛЕСКОП
Автор: Виктория Оператор: Ведущий : Хронометраж:00:00:00 Заданный хронометраж: 00:00:00 Расчетный хронометраж: 00:00:23 ID блока: 220597668 Номер блока в расписанни выпуска: 34 Блок готов: 1 Блок принят: 1 ID типа блока: 1 комментарй к блоку:
Сегодня день рождения телескопа. Считается, что именно 3 декабря 1621 Галилей впервые посмотрел на небо через зрительную трубу - прототип сегодняшнего телескопа. Жителям Алматы повезло -здесь находится одна из трех казахстанских обсерваторий. В ней работают ученые с мировыми именами. Например, Виктор Тейфель, астрофизик с 50-летним стажем. Вместе с ним звездами любовалась Виктория Николенко.
Флаги блока:
На монтаж -- 0Смонтирован -- 0
Носители:

--------------------------------------------------------------------------------
Сюжет:Телескоп
Автор: Виктория Оператор: Ведущий : Хронометраж:00:00:00 Заданный хронометраж: 00:02:10 Расчетный хронометраж: 00:02:06 ID блока: 367995443073927 Номер блока в расписанни выпуска: 35 Блок готов: 1 Блок принят: 1 ID типа блока: 1 комментарй к блоку:

Рабочий день Виктора Тейфеля начинается, как только на небе зажигаются звезды. Он уже 50 лет профессионально смотрит в небо.

ШВ Тейфель 03.41.55 наблюдатель - это человек, который работает с телескопом, проводит наблюдения, считает спектр Юпитера или Сатурна, мы планетами занимаемся.

((Показывает картинки )) Про телескоп Виктор Тейфель знает все.

ШВ 03.55.34(( показывает рисунки)) Вот это рисунки Леонардо да Винчи.

((Рисунки)) Считается, что впервые на небо через зрительную трубу посмотрел еще Галилей. Но есть и другие версии.

СНХ Виктор Тейфель руководитель лаборатории физики Луны и планет 03.50.32 существовала такая легенда, что зрительную трубу изобрели дети очкового оптика Янсена, что они играли с очковыми стеклами, взяли два стекла, одно вогнутое. Другое выпуклое и увидели, что все предметы стали близкими.

Увидеть вблизи далекие звезды сегодня может любой житель Алматы. Одна из трех казахстанских обсерваторий расположена в алматинских предгорьях. Построили ее 60 лет назад. сначала планировалось что это будет научный центр. Но сегодня обсерватория больше похожа на музей.

ШВ 03.43.05 Работа физически тяжелая, американские обсерватории например оснащены автоматичесикми телескопами, и вы можете сидя дома смотреть на гавайских островах или через Интернет. У нас пока таких возможностей нет.

Этой зимой Виктор Тейфель планирует наблюдать за Сатурном. Кольца планеты будут в это время видны особенно хорошо. Еще ученый продолжает изучать удивительное явление - серебристые облака. Их можно увидеть на горизонте после захода солнца. И они до сих пор не изучены до конца.

СНХ Виктор Тейфель руководитель лаборатории физики Луны и планет 03.49.23 погоду можно предсказывать в каких случаях? Если сильное мерцание звезд+то вполне возможно ухудшение погоды.

Прогулка по ночному алматы с астрономом и нашей съемочной группе повезло - мы увидели очень редкое астрономическое явление - на небе треугольником взошли Луна, Юпитер и Венера.

ШВ на сотку фотографирует 03.57.50 на небо да, за исключением тех случаев когда иду по льду, тогда уже надо смотреть под ноги (щелкает.)
Виктория Николенко, Александр Золин, ТК "Алматы""
http://www.newsfactory.kz/38782.html

ctac:
http://www.almanews.kz/society/nauka/zvezdy-svetyat-no-ne-greyut_88.html

"Наши астрономы уникальны и бедны

Чтобы развивать науку о звездном небе, у нас есть все необходимые условия. Находясь в центре континента, мы можем наблюдать то, что никогда не увидишь в Америке или Европе. У нас достаточно возвышенных мест, где облачность не мешает изучению Космоса с Земли. Единственное, чего не хватает алматинским астрономам, – это нормального финансирования

Изучением Вселенной с Земли в Казахстане занимаются несколько обсерваторий, хотя самую активную работу проводит Астрофизический институт (АФИ) на Каменском плато в предгорьях Алматы. Там действует пять телескопов, которые ученые используют для разных исследовательских программ. В горы ученые забрались не случайно – подальше от городской засветки. Самой лучшей ученые считают базу, построенную на Асы-Тургеньском плато. Но ее возведение до сих пор не завершено, работает только один телескоп. Когда-то астрономы сами строили для него башню. Была даже благоустроенная гостиница. Но в девяностые годы, когда наука переживала упадок, объект пришлось заморозить. Теперь все удобства, как говорится, во дворе.

Есть еще немалый комплекс в районе Большого Алматинского озера. Там расположена корональная станция, которая исследует наше главное светило – Солнце, и Тянь-шаньская обсерватория. Последняя когда-то принадлежала центральному советскому астрономическому институту – ГАИШ. Но связи потеряны, восстановить их пока не удается. Теперь это, скорее, не научный, а туристический объект с горнолыжным подъемником и высокогорным отелем.

Есть еще две научные базы. Одна из них – обсерватория в Петропавловске, которая появилась благодаря стараниям энтузиаста Андрея Солодовника и студентов. Другая, в Приозерске, только создается, ее сотрудники будут наблюдать за искусственными спутниками Земли.

В Средней Азии конкурентов у казахстанских астрономов пока что нет. Причина тому историческая. Советские ученые в сентябре 1941 года приехали в Алма-Ату наблюдать полное солнечное затмение. Из-за войны экспедиция превратилась в эвакуацию. Но, несмотря на тяжелое для страны время, нашлись средства на строительство астрофизического института, который поставили на ноги тогдашние светила науки.

В наши дни астрономия переживает не лучшие времена и, можно сказать, движется по инерции. Ученые сетуют на нехватку молодых специалистов. Виктор Германович Тейфель работает в лаборатории по изучению планет. Астрономии он посвятил 55 лет своей жизни. Наблюдать небесные тела начал еще школьником, в 1950 году, и тогда же опубликовал свою первую статью по астрономии.

- Нам трудно найти новых сотрудников, и это естественно, – говорит Виктор Тейфель. – Мало того что профессия достаточно редкая, молодежь просто не пойдет сюда. Ведь зарплата молодого научного сотрудника составляет 100-200 долларов. К тому же множество проблем сейчас создает государство. Вместо того чтобы как-то поддержать науку, делается все для ее окончательного развала. К примеру, закон о госзакупках поставил крест на нескольких серьезных научных проектах. По закону нужно проводить тендер, предоставлять альтернативу своему предложению. Но как нам найти альтернативу уникальному научному проекту, который не имеет аналогов в Казахстане? Или еще пример. На исследовательскую программу нам выделяют 75 миллионов тенге. На первый взгляд это большие деньги, но на самом деле – ничто, гроши. Ведь в эту сумму закладывается и оборудование, и затраты на экспедиции, и зарплата. Чтобы понять, насколько это мизерно, представьте себе, что в Европе или Америке эта сумма равняется годовой зарплате десяти астрономов.

Наблюдения за планетами и звездами, которыми занимаются наши астрофизики, это фундаментальные направления науки. Они требуют государственного финансирования, поскольку эти исследования принесут прибыль через десятилетия. Но есть и прикладные программы, которые могут окупаться уже сейчас. Единственное выжившее прикладное направление казахстанской астрономии – это наблюдение за искусственными спутниками. В советские времена эту отрасль поддерживали особо, держали под крылом военно-промышленного комплекса и засекречивали. Неудивительно, ведь в те времена девять из десяти запускаемых спутников имели военное назначение. Сейчас спутники все больше коммерческие, а казахстанские астрономы, наблюдающие за ними, уже не под колпаком спецслужб. Но их работа кипит – в отличие от фундаментальных исследований, а по своим возможностям мы, как ни странно, все еще превосходим развитые страны.

- Мы работаем в четыре раза оперативнее, чем американцы, – говорит Александр Диденко, руководитель отдела наблюдения искусственных спутников. – За сутки мы отслеживаем по 150 спутников, это больше годовой нормы. Как ни смешно, все это от бедности. У американцев – автоматика, у европейцев – точность, а мы просто выжимаем все из той техники, которую имеем. Сейчас в нашем каталоге 678 искусственных спутников. Это те, что мы наблюдаем, можем определить координаты и рассчитать их траекторию. Иностранцы этот каталог с руками отрывают.

Лаборатория по наблюдению искусственных спутников на первый взгляд непрезентабельна: довольно слабые компьютеры, приборы еще советской сборки. Но это видимость. В действительности все задачи, которые должны здесь выполняться, осуществимы. Наши ученые могут распознать любой достаточно крупный спутник. Причем не только различить на фоне звездного неба, но и собрать полную информацию вплоть до предназначения космического аппарата. В свое время здесь умудрялись добывать данные для перехвата информации со спутников-шпионов.

- О начале операции «Буря в пустыне» мы знали за две недели, – вспоминает Александр Диденко. – Это проще простого, поскольку можно было отчетливо видеть, как происходит передислокация военных американских спутников, с помощью которых наводятся ракеты и координируются боевые действия.

Сейчас, когда про «холодную войну» успели позабыть, военная подоплека наблюдения за земной орбитой отошла на второй план. Перед учеными встала другая проблема – что делать с космическим мусором? За годы освоения космоса на орбитах скопилось множество всевозможного хлама – от старых отработавших спутников до мельчайших осколков, которые появились в космосе в результате бурной деятельности и аварийных ситуаций. Околоземная низкая орбита особых проблем не представляет. Объекты, которые находятся на ней, постепенно спускаются до плотных слоев атмосферы и сгорают. Это пространство самоочищается за 3-4 года.

С теми же спутниками, что летают на геостационарной орбите и выше, все обстоит серьезней. Там космический мусор может существовать от столетий до бесконечности. И он представляет реальную опасность. Ведь мельчайшая гайка, оставшаяся на орбите, при столкновении с космическим аппаратом прошьет его, как пуля. Движение этих частиц контролировать невозможно, остается только следить, чтобы в случае чего предотвратить аварию.

Казахстанским астрономам удалось спасти немало спутников. Доводилось даже обнаруживать пропавшие космические аппараты. Иностранные коллеги, особенно европейцы, очень ценят своих казахстанских коллег и готовы сотрудничать. Мешает опять же государство, вернее, посредники в лице официальных ведомств.

Владимир ТРЕТЬЯКОВ, фото автора "

ctac:
http://library.kent.ac.uk/library/special/html/specoll/ALMAATA.HTM
HEWLETT JOHNSON ARCHIVE
ALMA ATA, U.S.S.R., 1956 : PHOTOGRAPHS

Джонсон, Хьюлетт

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии